Размышления о Таро-консультировании и психологической помощи.

На написание статьи меня вдохновили семинары Е.Веселаго и Б.Хеллингера. Спасибо.

На одном из семинаров Берт Хеллингер рассказал притчу, как один человек подслушал через замочную скважину разговор двоих. Первый спросил: «Как ты думаешь, что бы ответил Иисус больному, которому он сказал «возьми свою постель и иди», если бы тот возразил «не хочу». Второй сказал: «Иисус ответил бы: «Ты веруешь в Него больше, чем Я»

Что такое консультация? – психологическая, Таро или другая. Это встреча двух людей. Помогающего (предсказателя, психолога) и пришедшего за помощью (спрашивающего). Но мы встречаемся не нашими ролями. Каждый – всем собой целиком, таким, какой он есть, с собственным жизненным опытом, и с теми предками, историями, которые за ним стоят. Поэтому в начале консультации мы с моим клиентом в молчании настраиваемся друг на друга. Я направляю свое внимание на него, на его судьбу, на судьбы всех тех, кто живет в его душе. И на этом этапе встречи мне может помешать мой собственный страх, собственная боль от похожести наших историй, мои стереотипы и предубеждения. Здесь необходима большая степень принятия, открытости тому, что придет, без концепций, идей и правил.

Меня часто спрашивают: «Как при такой глубокой включенности в чужую ситуацию остаться в безопасности, защититься, не брать на себя, сохранить собственную энергетическую целостность?» Думаю, секрет прост. К нам приходит только наш клиент, с нашей ситуацией. То есть с тем, что волнует или страшит самого предсказателя. Такое чувство, что мы привлекаем его собственной болью, он приходит на нашу проблематику, чтобы мы вместе нашли решение. Мы вместе можем смотреть на то, что мы не видим в себе без наших клиентов, а они не видят без нас. Эта мистическая связь каждого с каждым глубоко пронизывает весь процесс консультирования.

Несмотря на такую связь предсказателя и спрашивающего, важно осознавать свою функцию, быть в рамках роли. Потому что легко попасть в ловушку «спасательства», в образ всемогущего помощника, чувствовать себя большим, относительно клиента, взять на себя право решать его судьбу. При таком участии в жизни клиента мы впутываем себя в его историю, затягивая узел проблемы еще сильнее. Об этом говорит Берт Хеллингер на своих семинарах, называя людей помогающих профессий самыми большими грешниками. Мне кажется, нам нелегко этого избежать. И не только потому, что в нашей культуре одобряется «спасательство». Но и потому, что какая-то часть нашей души осознает себя в едином общечеловеческом поле, к которому принадлежат все без исключения. Тем не менее, нужно осознавать свой мотив – «Зачем я помогаю?» Чтобы быть нужной, правой, хорошей, значимой, побыть в компетентной, родительской позиции, раздавая советы и рекомендации? Если так, то это тупик для нас обоих. Или я – востребованный специалист, хорошо делающий свое дело. Где эта грань между личностной вовлеченностью и безличной техничностью? Я думаю, ее формируют уважение и наблюдение. Я наблюдаю за своими желаниями и чувствами, я вижу клиентскую ситуацию и ее отражение в моей личной истории. И говорю этому: «Да, так бывает». Я уважаю свой жизненный опыт, уважаю опыт моего клиента. У него своя жизнь, а у меня своя. И я не хочу брать его жизнь себе. И я уважаю нашу отдельность и нашу встречу, и право оставаться отдельными. Это можно назвать экологией души.

С чем к нам приходит клиент? С состоянием. Например, тревоги или ожидания чуда. С мотивом. Например, переложить на нас ответственность за решение. Но главное – он приходит с историей, его личной, локальной ситуацией, вписанной в большие контексты жизни. Эта ситуация описывает паттерн – одинаковое движение энергии, которое выражается через разные метафоры. Например, клиент нам говорит: «Я хочу посмотреть, что у меня с деньгами?» А в раскладе мы видим, что его отношения с деньгами слишком напоминают отношения между мужчиной и женщиной. Они связаны общим паттерном. Мы можем сказать об этом клиенту, но будет ли он готов с этим работать? Далеко не всегда. Поэтому часто наша консультация остается в рамках заданного вопроса, хоть и карты из расклада в расклад повторяют знакомые комбинации, сообщая нам о развитии общей темы. Клиент работает с тем, с чем он готов работать. Я бы выделила три возможных направления консультации, используя сравнение с телесными ощущениями. «Пред-боль» – обычно выражается у клиента в послании: «Мне это интересно. Я вижу в этом ресурс». «Боль» – «У меня с этим проблема». «За-боль» – «Я не понимаю, какое это имеет ко мне отношение». В этом смысле наша психика о нас позаботилась. Она не будет работать с тем, с чем не способна справиться. Наш клиент нас просто не услышит.

Так иногда бывает, что поле «не считывается», нет ощущения движения энергии. О чем это говорит? Часто о том, что нам недоступна информация о ситуации. В системных расстановках используется выражение «нет доступа к полю», оно применимо и для раскладов Таро. Например, когда расклад не нужен: актуальна другая тема или клиент пришел не за раскладом, а по другим причинам. Подобное происходит также, когда, например, мы рассматриваем вопрос не-владельца. То есть наш клиент спрашивает о делах и людях, которые его не касаются. Например, задает вопрос о финансовой политике, вместо того, что бы спросить о своем конкретном банковском вкладе. Или спрашивает о личной жизни бывшего зятя. И здесь мы говорим об этичности такого расклада.

Также я замечала, что информация иногда не открывается, когда в опыте самого предсказателя нет соответствующей метафоры для описания данного паттерна. Или предсказатель боится увидеть в раскладе что-то такое, что окажется непосильным для него или для клиента. В этом случае стоит помнить, что наш клиент уже с этим живет, эта информация уже присутствует в поле. Зачем он приходит к нам с ней? Возможно для того, что бы мы оба обогатились и стали целостнее, прожив эту встречу, как опыт нашей жизни.

Каждый из нас живет в своем мире, то есть имеет субъективные представления о мире. Делая расклад, мы неизбежно проецируем на него собственную модель мира, которая может не совпадать с моделью клиента. Не стоит забывать, что наблюдатель меняет наблюдаемое, и гадатель, привнося собственные интерпретации, влияет на содержание расклада и информационного поля. Избежать такого влияния практически невозможно. Остается положиться лишь на то, что этот конкретный клиент пришел неслучайно именно к нам с нашей картиной мира. И конечно, на мудрость того бесконечно большего, которое можно называть бессознательным, коллективным сновидением или вселенской душой, и которое всегда присутствует в процессе консультирования и в процессе самой жизни.

Алёна Солодилова-Преображенская, психолог, мастер Школы психологического Таро.

Размышления о Таро-консультировании и психологической помощи.