Спекуляция тайной или приглашение к дискуссии.
С древности люди учатся наблюдать знаки окружающего мира, толковать их, читать едва уловимый смысл, складывать мозаичную картинку из догадок и озарений. На протяжении нескольких веков Таро используют для ответов на важные вопросы. Однако история карт полна преданий и мистификаций.
Существует мнение о том, что «во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змеями и лечстницами» и т.п., были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпрепровождения, выигрывания денег или простого соревнования» (1). Так видят историю Таро оккультисты. Их авторству принадлежит легенда о создании Таро в Древнем Египте как способа сохранения знаний ушедшей цивилизации атлантов, его использовании для мистерии посвящения (Эттейла, Поль Кристиан) и распространении по миру через гадательную практику цыган (Папюс). Правды ради стоит сказать, что рисунки ранних колод (в частности колоды Висконти-Сфорцы, датируемой 1428 годом) не содержат египетского символизма, он появляется только с середины 18 века, одновременно с раскопками в Египте и первыми оккультными трактатами по Таро.
По другой версии, Таро пришли из мусульманского мира, их тайну хранят мудрецы-суфии, бытующая традиция неполноценна, а истина открыта лишь избранным. Нетрудно предположить, что тайна манит и искушает, рождая множество исторических спекуляций.
Опираясь на письменные источники, можно заключить, что первые дошедшие до нас колоды появились в Италии в 15 веке, распространились по Европе и использовались для игры, похожей на бридж. «Не исключено, что эти карты могли использоваться и для других нужд. Так, в 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Но, кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не возникало вплоть до 18 века» (2).
Можно условно выделить три исторических периода Таро: до-оккультный период (до 70 годов 18 века), период оккультного осмысления и период нью-эйдж (с 60 годов 20 века) (2).
До-оккультный период Таро интересен тем, что уже существует разница между символическими и игральными картами (то есть Старшими и Младшими Арканами), но есть несколько разных наборов символических карт, которым не присвоено ни порядковых номеров, ни названий, ни тем более астрологических и каббалистических соответствий. Символические карты иллюстрируют образы итальянского Возрождения: аллегорических персонажей, социальные символы. Самая распространенная колода – Марсельское Таро. (2)
Период оккультного осмысления начался с идей масона А. Кура де Жеблена о египетском происхождении Таро и связи 22 символических карт с буквами древнееврейского алфавита. В этот период так же творят такие известные французские мистики-оккультисты как Эттейла, Элифас Леви, Папюс.
Начало двадцатого века ознаменовано деятельностью масонского ордена Золотой Зари (Англия). Самюэль Мазерс, а за ним Артур Уэйт внесли свой вклад в понимание Таро как системы. В частности, были внесены изменения в символику карт, в порядок Старших Арканов Таро, Младшим Арканам даны легко читаемые иллюстрации. Влияние Артура Уэйта и его колоды (1910г., художница Памела Смит) сложно переоценить, оно явно ощущается и в иконографии современных колод других художников, и в мировоззрении различных предсказательных Школ. Его труды называют «кульминацией развития тарологии за последние два века». (3) Его колода многократно переиздавалась, и сегодня является самой популярной, удовлетворяя весьма широкие потребности: ее используют и оккультисты, и гадатели, и психологи.
Отдельно стоит отметить традицию Алистера Кроули и его магическую колоду «Таро Тота» (1944г., художница Фрида Харрис). Уникальность этого творения, как и личности автора, состоит в подчеркнуто гротескном выражении архетипических посланий, в шокирующем, провоцирующем воздействии. Эта колода, пожалуй, производит на людей наиболее сильное эмоциональное впечатление, вызывает трепет в мистических кругах.
В 60 – 70 годах 20 века происходит очередной всплеск интереса к эзотерическим вопросам. Он характерен смешением и популяризацией мистических и религиозных традиций. Так заканчивается эпоха закрытых оккультных орденов и начинается эпоха нью-эйдж. Создается огромное количество различных колод, в большинстве своем следующим традиции А.Уэйта. Их авторы зачастую не слишком внимательны к принципам системы Таро, и такие произведения отражают собственное восприятие мира и индивидуальный духовный поиск.
В этот же период Таро начинает использоваться в психологических кругах. И в первую очередь благодаря Карлу Густову Юнгу, его теории личности.
В жизни мы встречаемся с различными «реальностями», осознаваемыми и неосознаваемыми, проявленными и непроявленными. Густав Юнг говорит о коллективном бессознательном, Рупер Шелдрейк – о теории поля, Арнольд Минделл выделяет «первичный и вторичный» процессы, Берт Хеллингер – проявления «большой души». Эту единую реальность иллюстрируют и карты Таро.
Идея о том, что карты Таро могут служить проективным тестом, вызывающим различные ассоциации, наподобие чернильных пятен Роршаха, впервые пришла к американским психологам Джеку Херли и Джону Хорлеру в начале 70-х годов. Дабы избежать обвинений в «эзотерике» со стороны профессионального психологического сообщества, они нарисовали собственные карты. Затем в 80-е годы канадский психолог Дениз Руссель, заинтересовавшийся результатами американских коллег, продолжает исследовать Таро как с проекционную методику. Позже во Франции психотерапевт Алехандро Ходоровски применяет в работе Марсельское Таро (4).
Преимущество Таро перед другими проекционными тестами состоит в том, что карты содержат символы, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня практикующие психологи работают с архетипическими образами Таро и гадательными системами разных культур, используют карты в качестве способа диагностики, как интуитивный инструмент самопознания. Существуют медитативные группы «погружения» в Арканы и активизации архетипических энергий. В своих авторских методиках я эффективно сочетаю знание Таро с техниками системных расстановок по Б.Хеленгеру, приемами психодрамы, гештальт-терапии, «магического театра».
Открывая для себя это уникальное сокровище культуры, мы оказываемся влекомыми бесконечной тайной о самих себе. А этот Путь не знает завершения…
При написании статьи использованы материалы: